« НазадСелекция флоксов в России вчера, сегодня, завтра.(Цветоводство 2.2013)– Елена Алексеевна, история отечественной селекции флоксов богата красивыми сортами и достойными именами их создателей. Как Вы охарактеризовали бы наиболее значимые периоды этой истории и особо значимые имена селекционеров уже с позиций дня сегодняшнего? – В конце XIX – начале XX вв. в России флоксы были уже достаточно широко представлены в коллекциях ботанических садов и цветоводов-любителей. Однако массовая популярность к ним приходит только в 30-е годы. Именно тогда, а потом и в послевоенное время было создано большое количество сортов, многие из которых остаются истинным украшением современных садов. В этот период селекцией флоксов в Москве и Подмосковье занимались М.П. Нагибина, А.В. Иноземцев, В.И. Сергеев, Б.В. Квасников, Е.И. Нифонтова, Л.И. Маркова, VI.П. Бедингауз, Б и А. Кунины, З.А. И Е.М. Тихоновы, Л.П. Иванова, М.И. Грошикова, А.Г. Марков, М.Ф. Шаронова, II.Г. Гаганов, И.Л. Заливский и др. По существу была заложена генетическая база для перехода на качественно новый уровень в селекции нашего народного любимца. Я считаю, что в 30—50-е годы происходило качественное накопление отечественных сортимента и соответственно генофонда. В любительской селекции это шло без анализа результатов и постановки конкретных задач. Но у специалистов, работавших с культурой флокса в ботанических садах, тогда была одна, самая главная задача. Флоксы с их богатыми декоративными возможностями — пышностью, длительностью цветения, необходимы были стране для городских цветников. Поэтому в описании параметров появился пункт — назначение в использовании. Новинки селекции стали проверять в ботанических садах на хозяйственные признаки, свидетельствующие о перспективности их применения в озеленении. По итогам проверки давались данные по устойчивости сорта к различным заболеваниям и плохим погодным условиям, морозостойкости, качеству соцветия и др. Однако некоторые, даже рекомендованные сорта, не подтверждавшие заявленного уровня хозяйственных и декоративных признаков по результатам их практического применения, решением специалистов городских служб озеленения выводились из ассортимента и размножались только любителями, коллекционерами. Новинки селекции высаживали для всеобщего обозрения и оценки специалистов па опытном экспозиционном участке павильона «Цветоводство и озеленение» ВДНХ СССР. Работа по селекции по существу не прерывалась даже в период Великой Отечественной войны и активно продолжалась после нее. – Какие же советские сорта, включая более поздние, Вы считаете неустаревающими? И почему? – Начиная с 30 годов было создано и описано множество замечательных сортов и гибридов, многие из которых проверены временем и нисколько не устарели в XXI веке. Они и сегодня популярны в садах и размножаются « питомниках России и за рубежом. Это, например, ‘Румяный’ и‘Аленушка’ Б.В. Квасникова; ‘Туман’, ‘Фестивальный’ М.И. Грошиковой; ‘Лебедушка’, ‘Находка’ Н.Ю. Скрастынь. Уникальны сорта М.Ф. Шароновой ‘Маргри’, ‘Мария Федоровна’, ‘Аметистовый’ и др. Украшением любой коллекции до наших дней являются сорта Е.Д. Харченко (ЦРБС АН УССР, Киев) — ‘Новинка’, ‘ЦветЯбло- ни’, ‘Тарас Шевченко’ и другие. Но, конечно, основу селекционного фонда составили и составляют сорта Павла Гавриловича Гаганова, который опередил свое время и вывел не одну сотню сортов. Им были заложены новые направления в мировой селекции многолетнего флокса — это дымчатые, голубые и синие окраски. Первые дымчатые сорта — ‘Дымчатый Коралл’, ‘Сумрак’, ‘Вариацин’, ‘Уральские Сказы’, ‘Дракон’ стали генетической основой современной колористической группы дымчатых флоксов. Кстати. сорт ‘Уральские Сказы’ широко используется западными селекционерами для выведения сортов уже в XXI в. ‘Фиосин’, ‘Черномор’, ‘Вечерняя Песня’, ‘Эдалет’ положили начало группе синеющих и голубых сортов (в вечернее время и в пасмурную погоду). – Я знаю, что в 50-е годы наши цветоводы получили возможность обогатить свои коллекции сортами выдающегося немецкого селекционера Карла Ферстера, которые мы получали из ГДР. Насколько они повлияли на отечественную селекцию и важны сегодня? – В своей работе наши флоксоводы активно сотрудничали с Карлом Ферстсром, и было бы неправильно отрицать влияние его сортов на генетическую базу отечественных флоксов. Многие из них, так же как и гагановские сорта, остаются эталоном в современных коллекциях, как на Западе, так и в России. Это, например, серебристо-розовый ‘Silberlachs’, палево-розовый с глазком ‘ Bornimer Nachsommer, высокорослый с огромными соцветиями сиреневый ‘Lavendelwolke’’ и др. – Что явилось поворотным моментом в селекции флоксов в России конца XX в.? – С моей точки зрения, это работы Юрия Андреевича Репрева. Начиная с 70— 80 гг. сортимент российских флоксов пополнялся его удивительными, уникальными сортами. Группа голубых и синих обогатилась изумительным крупноцветковым ‘Сандро Ботичелли’, сортом ‘Голубая Отрада’, затем появились ‘Моя Любовь’, ‘Моя Отрада’ и целый ряд других. Дымчатые флоксы Ю.А. Репрева получили большое признание и у любителей, и у специалистов. Это серебристо-пепельный ‘Врубель’, низкорослый компактный ‘Чюрленис’, популярный на Западе розовый со стальной дымкой ‘Секрет’, а также ‘Старина’, ‘Седая Дама’ и др. Юрий Андреевич получил и другие замечательные сорта: крупноцветковый ‘Прекрасное Утро’, белый с голубизной ‘Небеса’, палево-розовый ‘Радомир’ и др. Именно эта группа, а также некоторые сорта нашего базового сортимента стали основой для селекционной работы в 90-е и в начале 2000 гг. – Когда Вы начали заниматься селекцией флоксов? – Флоксами я увлеклась с детства. У моей бабушки на даче в Кратово была довольно большая коллекция сортов, которая занимала около двух соток. Основу ее составляли именно ферстеровские сорта, но были и наши отечественные - ‘Аня Гаганова’, ‘Оленька’, ‘Руслан’, ‘Подарок’, ‘Сказка’ П.Г.Гаганова, некоторые сорта VI.П. Нагибиной, Б.В. Квасникова, Е.Д. Харченко. Сначала я собирала сорта. Изучала их на коллекционных участках Главного Ботанического сада ВДНХ. В начале 80-х я познакомилась с Юрием Андреевичем Репревым, побывала у него в саду в Абрамцеве. До этого я уже посетила многие участки коллекционеров и селекционеров флоксов, в том числе М.Ф.Шароновой, Н.Ю. Скрастынь, А. Г. Маркова. Однако ошеломляющее впечатление на меня произвели флоксы Ю.А. Репрева. Я увезла от него 75 делёнок его сортов и сеянцев. С этого момента я по- другому взглянула на свою любимую культуру. стала все больше замечать недостатки и достоинства сортов. И мне захотелось попробовать создать свои собственные. – Какие же задачи Вы поставили перед собой? – В середине 80-х годов у меня была уже очень хорошая коллекция, куда входили лучшие отечественные и зарубежные сорта того периода, а также новинки Ю.А. Репрева. И вот я задумалась: а какие же сорта будут нужны, если заниматься выведением новых? У меня перед глазами - без преувеличения шедевры мировой селекции. Кому нужны будут мои творения? Можно было пойти разными путями. Первый - улучшение уже существующих сортов. Вполне реальное направление, которое может дать хорошие результаты, так как сорта стареют и требованиям к ним изменяются. Второй путь — создание совсем новых культиваров. В этом случае можно ставить любые, самые фантастические задачи. Для меня новый сорт — это сочетание очень многих параметров. Какой бы оригинальной ни была окраска цветка, если это единственный признак отбора перспективного сеянца, то хорошего сорта уже не получится. Окраска может быть даже похожей на уже имеющиеся культивары. Однако перспективный сорт — это новизна в сроках цветения, качестве соцветия, размере цветка, его форме, а также устойчивость окраски к выгоранию и целый ряд других показателей. В селекции флокса метельчатого очень важно сочетание качества отдельного цветка и всего соцветия: как конструктивно построено соцветие и как в нем располагаются цветки, с какими промежутками, сколько ярусов может иметь соцветие и др. Важные параметры цветка — стойкость пигментов, скорость приобретения стабильной окраски после распускания, чистота и оригинальность окраски, цвет бутона, подкладки, трубки, ее длина, форма венчика и многое другое. Все имеет значение. Если получен 1 -2 выдающихся признака, а остальные оставляют желать лучшего, то необходимо пересеивать перспективный сеянец на улучшение недостающих качеств. Когда некоторые современные селекционеры выносят на рынок растения без проверки, сортимент засоряется некачественными, выгорающими, неоднородно окрашенными, портящимися от дождя и росы сортами с плохими соцветиями. Часто новинки неотличимыдруготдруга или повторяют в худшую сторону уже имеющиеся сорта. – Конечно, если селекционер не предъявляет к своим сортам самых высоких требований при отборе сортов для размножения, то шедевра он не получит. – Да, и я не устаю повторять, что недобросовестная селекция — это короткий путь на рынок, но не к славе. – Поэтому сейчас так важна деятельность созданного в 2013 г. общества любителей флоксов при РБО, которое Вы возглавили. Наша редакция уверена, что это объединение ставит своими задачами сохранение генофонда отечественных флоксов, а также с помощью выставок и интересных коллекций, пропаганду всего лучшего, что было создано селекционерами. Нам хотелось бы наладить информирование читателей о лучших новинках и сортах отечественной селекции. Так мы вместе окажем помощь в распространении перспективных сортов в регионы России. – За последнее время в России были созданы замечательные сеянцы, которым уже суждено стать сортами. Это новинки селекции ‘Перед Бурей’, ‘Тальяночка’Т.П. Шаповал, ‘Заветное Желание’ Н.Ю. Константиновой, ‘Соловьиная Роща’, Кристина’ В.Я. Суриковой, ‘Анна Мария’, ‘Князь Серебряный’ В.Н. Хвато- вой, ‘Птица Сирин’, ‘Ваше Благородие’, ‘Кураж’, ‘Рубиновая Капля’, ‘Звездная Россыпь’ О. Кудрявцевой, ‘Старый Маяк’ Д. Ермаковой и другие. – Елена Апексеевна, почему- бы Вам, как московскому и питерскому клубам гладиолусово- дов, не давать ежегодно такие же итога выставок Российского общества любителей флоксов? – Мы обязательно это будем делать. Спасибо за такое предложение. – И последний вопрос. Какие свои сорта Вы считаете знаковыми? – В работе каждого селекционера есть сорта — ступени к получению еше более качественных результатов, а есть действительно знаковые. Такими я считаю крупноцветковый белый с сиреневыми тенями ‘Мастер’, распускающийся в начале июля, цветущий очень долго, часто повторно, и при этом не теряющий в размере цветка, а также дымчатый ‘Анна Каренина’, белосиний ‘Гжель’, лиловый кудрявый ‘Блюз’ – крепкий гармоничный с большим плотным соцветием. А вот для того, чтобы появилась ‘Маргарита’, должен был сначала выведен ‘Набат’ – яркий, абсолютно не выгорающий, по требующий подвязки. Зато красавица ‘Маргарита’ — крепкая, не требует подвязки, с добротным соцветием, абсолютно не выгорающая. Сейчас я готовлю к выпуску серию мелкоцветковых флоксов под общим назва- нием Русские Самоцветы. – Я уверена, что это совершенно новое слово в мировой селекции флоксов для ландшафтного дизайна. Беру с Вас слово, что Вы расскажете об уже выведенных мелкоцветковых сортах в журнале. – Я готова это сделать.
КомментарииКомментариев пока нет |