Общество Любителей Флоксов
Главная \ Читальный зал \ Флоксы в саду \ Флоксы в саду (Ландшафтный дизайн 5.2005)

Флоксы в саду

« Назад

Флоксы в саду (Ландшафтный дизайн 5.2005)  

Появившись в отечественных садах на рубеже XIX столетия, флокс метель­чатый уже очень скоро стал крайне попу­лярной культурой и предметом страст­ного коллекционирования многих. (Любопытно, что каталог ботанического сада А. Регеля в Санкт-Петербурге в на­чале прошлого века включал 150 сортов флоксов - значительно больше, чем содержит коллекция сортов ГБС РАН сегодня, и это при том, что уже в со­ветское время только заслуженным селекционером П. Г. Гагановым было выведено более полутора сотен сортов и гибридов флокса, многие из которых и сейчас составляют основу современного отечественного сортимента.)
Таким образом, флоксы в России давно получили повсеместное признание. Среди достаточно скромного - вплоть до недавнего времени - набора цветоч­ных культур, традиционно используемых в дачных палисадниках, флоксам всегда отводилась одна из почетнейших ролей - наряду с ромашками, ноготками, люпи­нами, пионами, астрами... Может быть, отсюда, «родом из детства», берет корни ностальгия по флоксам, которая нет-нет, да и проявится (причем не так уж редко!) у заказчиков, вдруг возжелавших среди изобилия всевозможных экзотов раз­бить клумбочку «а-ля рюсс». Однако приходится констатировать, что сами ландшафтные дизайнеры мало и неохот­но применяют флоксы в цветниках. Основной причиной тому, на мой взгляд, является некий отрицательный имидж, незаслуженно созданный этому рас­тению, сложившийся как следствие своеобразного «черного пиара» флоксов в отечественной цветоводческой литера­туре. Я называю это «мифы о флоксе».

l_d_5_5_1

Миф первый: культура стабильно болеет мучнистой росой. Это по­верье порождено практикой городского озеленения в советские времена, когда прежние нормы и навыки агротехники цветников перестали отвечать новым условиям, сложившимся в результате ухудшения экологических условий в городе. А современные приемы ухода за загородным садом тогда напрочь отсутствовали.

Миф второй — растение обладает непривлекательной нижней частью куста (из-за отсутствия листьев на стебле), поэтому годится исклю­чительно для использования на заднем плане цветника. Мой аргумент в защиту всенародного любимца один - у заботли­вого цветовода и цветы, и листья всегда на месте! А гарантия тому - знание осо­бенностей строения, роста и развития флокса, соблюдение агротехники этой культуры. (Хотя, конечно, есть сорта, у которых нижняя часть куста одета меньше обычного, это сортовой признак.)

Миф третий — флокс входит в ассор­тимент растений для осенних цвет­ников. В действительности почти поло­вина современного сортимента флоксов уже полностью процветает до середины августа.

Миф четвертый — флоксы уместны только в цветниках кантри-стиля. Чушь! Зарубежные дизайнеры использу­ют флоксы в самых разнообразных ком­позициях. Например, Кристофер Ллойд нередко сочетает их в цветниках с хвой­ными растениями, в том числе и с дере­вьями с топиарной стрижкой, также с эк­зотическими цветами вроде книфофий и т. д. А помните пейзажные цветники Пита Удольфа, в которых флоксы игра­ют далеко не последнюю роль –  наряду со злаками, посконниками, дербенника­ми, коровяками, перовскией, рудбекиями, полынями, монардами? Как говорит­ся, без комментариев.

l_d_5_5_2

Эстафета цвета - все лето.

Флоксы с успехом включаются в цвет­ники не только самого разного стиля, мо и самой разной цветовой палитры, при этом поддерживая композиции, построенные как на тонких нюансных сочетаниях, так и на смелых контрастах.

Это ли не дает дизайнеру самые широкие возможности? Еще один плюс - флок­сы хорошо сочетаются в композициях с большинством декоративных расте­ний. Прибавьте сюда также исключи­тельную жизнестойкость этой культуры и длительное цветение.

Цветут флоксы с двадцатых чисел июня и до устойчивых заморозков. Самые ранние сорта - это ‘Амадей’, ‘Зефир’, ‘Петергоф’. А заканчивают сезон ‘Белый поздний’, Flammenkuppel’, ‘Wintermarhen’.

Использование в цветнике сортов оди­наковой окраски, но разного срока цве­тения позволяет решить важную с точки зрения дизайна задачу - создать эффект­ное цветовое пятно на весь сезон, а при размещении растений в длинном миксбордере группами - вдобавок задать композиции устойчивый ритм. Сорта при этом подбираются таким образом, чтобы сроки цветения флоксов частично перекрывали друг друга - это позволяет добиться непрерывного декоративного эффекта. Например, если необходимо создать цветовое пятно из сиреневых флоксов, то я рекомендую использо­вать в композиции следующие сорта: ‘Амадей’, цветущий, как уже говори­лось, в июне, затем - ‘Константин Мельников’, который зацветает в середине июля, его сменит Violetta Gloriosa’ и самый поздний из сирене­вых сорт - ‘Hans Vollmoller’. Такой прием - эстафета одного цвета в цвет­нике — с успехом применяет в своих работах известный английский дизайнер Бетт Шато.

l_d_5_5_3

Безусловно, высота растений - с точки зрения композиции цветника - имеет огромное значение. Низкорослые сорта флоксов, такие, как ‘Розовый Ковер’, ‘Белый Бордюрный’, ‘Туман’, ‘Новинка’, ‘Святогор’, часто исполь­зуются на переднем плане миксборде- ра - для подбивки более высокорослых сортов. Чтобы избежать оголения ниж­ней части стебля у бордюрных флоксов (проблема, о которой мы упоминали выше), нужно учитывать, что к сбрасы­ванию нижних листьев обычно приводит неудачная структура цветника, при которой бордюр из растений устраива­ется на слишком высокой гряде и из-за этого сильно прогревается солнцем и иссушается.

При хорошем и своевременном поливе максимальная высота флоксов может доходить до 170-180 см. Но это не оз­начает, что высокорослым сортам в обязательном порядке уготована роль растений заднего плана или растений фоновых. Высокорослые сорта, обладаю­щие красивым сложением куста и со­цветий и не требующие подвязки, могут быть использованы в цветнике в ка­честве акцентов. Таких сортов много, причем самого разного цвета: это и рос­кошный сиреневый ‘Lavandenvolke («лавандовое облако»), и ‘Оранжевый Гигант’, и пурпурный ‘Amarantriese’, и Ренуар’, и многие другие.

Флоксы могут иметь самую разнообраз­ную окраску цветков, за исключением разве что желтой. Впрочем, чисто крас­ных и оранжевых флоксов тоже не встре­чается, назвать их таковыми можно с достаточной долей условности.

Очень важно обратить внимание еще па такую особенность: окраска цветков флоксов воспринимается по-разному в зависимости от освещения и времени суток. Многие сорта, которые в ката­логах позиционируются как синие и голубые, на самом деле являются лило­во-сиреневыми, разного тона окраски.

Но это заметно лишь при дневном свете, а вот при вечернем освещении или в пас­мурную погоду эти флоксы и вправду обретают изумительную голубую или синюю окраску. Здесь можно упомянуть такие сорта, как Заповедь’, ‘Frau Pauline Schoellhammer’, ‘Голубая Отрада’, ‘Сандро Ботичелли’, ‘Магия’. Аналогичным образом некоторые сорта из розовых превращаются в сиреневые –  Олимпиадаи т. п.

l_d_5_5_4

Если не учесть эту особенность, то мож­но по ошибке включить в одну компози­цию сорта, не сочетающиеся друг с дру­гом. И тогда вечером, утром и в хмурый день часть цветков будет выглядеть как растения с холодной окраской, а часть - в теплых тонах, и в целом такой цветник произведет неприятное впечатление. Некоторые очень яркие и темноокрашенные сорта, к примеру, Иван-Заря’, LordLambourne’, ‘Жар-птица’ и ряд других, на солнце выгорают. Поэтому если вы высаживаете у себя такие сорта, желательно размещать их в цветнике так, чтобы в жаркие полуденные часы растения находились в легкой полутени. Особую группу составляют сорта, имею­щие по основному цветовому полю венчика цветка сероватые или дымчатые тени. В букете они смотрятся скуч­новато, зато в садовых композициях, допустим, в сочетании с растениями пурпурных и холодных серебристо-розо­вых тонов, они выглядят исключительно изысканно. Это популярные сейчас Врубель’, ‘Сумрак’, ‘Чюрлёнис’, ‘Дымчатый Коралл’.

Многие сорта флоксов имеют колечки, пятна, глазки или полос­ки по основному полю лепестка. Это — Румяный’, ‘Мишенька’, ‘Подарок’, ‘Сувенир’, ‘Маргри’, ‘Надежда Павловаи др. Такую окраску в народе называют «ситчик». Сорта этой группы для лучшего их обзора лучше размещать вблизи беседки, вдоль дорожки - на рас­стоянии оттенки цветков этих сортов смажутся.

Оригинальную окраску глазка или центра цветка какого-либо сорта можно акцентировать, подобрав ему в партне­ры сорт соответствующего тона.

Вот, например, удачная декоративная группа, составленная из двух одно­временно цветущих сортов: GrafZeppelin’, белый с пурпурным глазком, и пурпурный Amarantriese’.

При составлении композиций обяза­тельно обращайте внимание на форму соцветия флоксов. Сорта с плотными красивыми соцветиями округлой и овально-конусовидной формы можно использовать как акценты. К таким можно отнести ‘Блюз’, Wiking, ‘Витязь’, ‘Аметистовый’, Rayonnant’, ‘NicolasPhlammelи т. д. Так называемые «парковые» сорта (например, Hochgesang’, ‘Костер’, ‘Пламя’), с огромными, рыхлыми соцветиями, при­меняют как фоновые или для создания крупного цветового пятна, расположен­ного в отдалении. Как правило, у них мелкие цветки, они не предназначены для рассматривания с близкого расстоя­ния и для срезки также не годятся.

А какие флоксы использовать в модных пейзажных цветниках? Конечно же, подойдут все формы видовых флоксов и те сортовые, что приближаются к ним по внешнему виду: это мелкоцветковые сорта с соцветиями средней величины и меньше, скромных окрасок - лиловых, сиреневых, белых, розовых тонов. Сорта с огромным венчиком, яркие и пестрые будут в таких цветниках совершенно неуместны.

Текст и фото: Елена Константинова



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: