Общество Любителей Флоксов
Главная \ Читальный зал \ Флоксы в саду \ Флоксы. Интрига цвета (Цветочный клуб 12.2012)

Флоксы в саду

« Назад

Флоксы. Интрига цвета (Цветочный клуб 12.2012)  

Он всегда разный. Утром и вечером, при солнце и в пасмурную погоду... Что, если подойти вплотную? Или наоборот, бросить случайный взгляд с расстояния? Конечно же, откроется новая картина! Дымчатые, с глазком, румянцем или крупными мазками, современные флоксы имеют характер, несут яркую идею. Таким растениям трудно подобрать достойных партнеров.
К Елене Алексеевне Константиновой, ведущему ландшафт­ному дизайнеру. селекционеру флоксов, мы обратились именно с таким вопросом: «Как сочетать “сложные” сорта с другими растениями?» Входе беседы выяснилось, что этот вопрос затрагивает лишь вершину айсберга, настолько глу­боким и многогранным сюжетом является флокс.

На выставке, проходившей в июле, вас окружили поклон­ницы сорта ‘Анна Каренина’. Это действительно шедевр. Шедевр уникального, драматического цвета. Чтобы его опи­сать, надо быть художником. Коричневато-серебристая дымка по насыщенному красновато-розовому фону...

Е.К. Вы дали такое описание, я бы сказала несколько иначе, а кто-то еще увидит в этом флоксе то, что не подметили мы с вами. Цвет многих современных сортов точно описать невоз­можно. Он меняется в разное время суток. Например, мой ‘Мистер Икс. Вечером он коричневато-лилово-фиолетовый, бархатистый. Что это за цвет, скажите? Этот флокс даже не сфо­тографируешь. Я приглашала профессионала, и все равно получилось не то, что видишь своими глазами. Или вот ‘Ночной гость’. Совсем новый, и такой необычный! Я им очень горжусь. В следующем году принесу на выставку сразу охапку.

Да, любопытно, как его потом будут описывать... Но вер­немся к ‘Анне Карениной’. С чем вы рекомендуете ее сажать? Думаю, не я одна раздумываю над композициями, в которых могли бы участвовать дымчатые флоксы.

Е.К. Нужно, чтобы их что-то освещало, но при этом - никакого желтого цвета. Здесь еще придется хорошо подумать. На роль подбивки подойдут лилейники, а как фон - кровохлебка Танна, злаки. Можно еще что-то с бордовыми листьями добавить. Сорта ‘Врубель’, ‘Чюрленис’ удачно сочетаются с флоксами холодных тонов вроде ‘Еленки’, ‘Бенефиса’, ‘Славянки’. Вообще, с чем сажать дымчатые флоксы, пока никто не знает. Я собираюсь подробно разобрать эту тему на одном из зим­них заседаний ОЛФ (Общество любителей флок­сов - ред.). Кроме того, на новом опытном участке я создаю шоу-гарден. Там будут различные композиции с флоксами, сделанные как отдельные садики. Среди них будет и садик с дымчатыми флоксами.

Какие еще сюжеты намечаются?

Е.К. Есть садик «Гжель», есть «Жостовский сувенир», «Кружево», «Золото и пурпур», «Огненные (пламенеющие) флоксы»... Будет луговой природный сад с мелкоцветковыми флоксами. Это обя­зательно надо показать, поскольку мелкоцветковые сорта очень перспективны для дизайна. Названия еще утверждаются. Всего порядка пятнадцати композиций. Огромная работа: все надо размножить, подобрать.

Очень хочется, чтобы там были и примеры с использованием классических сортов-с колечком, глазком, румянцем, ярких расцветок. Раньше в палисадник или вдоль дорожки сажали все подряд, почти наугад. Было мило и пестро. Теперь нам важно, чтобы цветники выглядели осмысленно.

Е.К. Флоксы с комбинированной окраской - отдельная история. Их с природными видами не посадишь. Все-таки сразу видно творение рук человеческих. Здесь уместны пионы, акониты, лилейники, Такой парадный миксбордер получится. Классические сорта с крупными соцветиями хорошо комби­нируются со стриженым бордюром: «ноги» закрыты, а сверху «шапки», как у гортензии. Есть также вариант расположе­ния флоксов на газоне. Это называется групповая солитерная посадка. Сажать надо достаточно плотно, чтобы получился как бы один куст. Периферийные соцветия будут более корот­кими, а те, что в центре - повыше. Вот вам и «гортензия», при­чем любого цвета - сиреневого, розового, белого. Для этого берут сорта, хорошо одетые до самого низа, такие как ‘Wiking’, ‘Europa’, ‘Блюз’. Низкие флоксы нужны для бордюра, а также для создания цве­товых пятен на переднем плане композиции. Но, к сожалению, чем ярче и пестрей окраска, тем трудней сочетать такие сорта с другими многолетниками. Все глазки, колечки, необычные лососевые и оранжевые оттенки хочется рассматривать вблизи, они привлекают слишком много внимания.

Тем не менее, хотелось бы получить ваш совет именно по работе с цветом. Я имею в виду классические флоксы в кон­тексте небольших частных садов.

Е.К. Во-первых, стоит использовать принцип повторе­ния. Например, к группе сорта ‘Успех’ (фиолетовый с белым центром) добавим белые флоксы (‘Аня Попова’, ‘Белый Медведь’). Получится гармонично.

Во-вторых, для составления красивой палитры, надо знать и учитывать особенности флоксов с рисунком. Если глазок маленький, он роли не играет. Цвет несет основное поле, в соот­ветствии с ним и подбираем партнеров. А когда рисунок ярко выраженный, контрастный (расплывающийся глазок, тени, румянец), то на расстоянии цвета смажутся и общая окраска приобретет оттенок цветовых включений. То есть, издалека сорт ‘Румяный будет восприниматься как неоднородно-розовый, хотя вблизи его расцветка смотрится как чистая и веселая.

Теперь понятно, почему профессионалы не используют классические флоксы для оформления масштабных терри­торий - цвет на расстоянии размывается...

Е. К. Да, у нас другие требования к сортам. Нужны чистые окра­ски. Розовый - так розовый. Холодный или теплый. Важны и такие характеристики как высота, форма и качество соцветия, устойчивость к солнцу, дождю, ветру.

Я знаю, что ландшафтные флоксы - ваше большое увлече­ние. Расскажите, пожалуйста, что сейчас в работе?

Е.К. Конечно, мелкоцветковые флоксы. Они важны как для ланд­шафтного дизайна, так и для малых садов. Еще раз повторю, они очень перспективны, поскольку мелкоцветковые сорта пре­красно сочетаются практически со всеми многолетниками - гелениумами, монардами, золотарниками, разнообразными сортами астры итальянской и новобельгийской, калимерисом, аконитом, василистником, злаками. Мне очень нравится линия, где соцветия похожи на лихнис. Какие великолепные компози­ции получаются с тысячелистниками, эхинопсами!

Я работаю сразу по нескольким направлениям, составляю серии с разным типом цветка. Есть, например, серия «Вуаль». Лепестки у цветков завернуты как ракушки. Получается легкое, воздуш­ное соцветие. Есть замечательные новинки ‘Морская пена и ‘Романтика’. Цветки крупные, но соцветия ажурные. Их досто­инство в том, что они невероятно устойчивы к любым погодным условиям. И к тому же, очень долго сохраняют декоративность. Цветки распускаются один за другим, без перерыва. Если соцве­тие раздвинуть, вы увидите, что там ежик из бутонов.

Не менее важное направление - высокорослые флоксы для широких миксбордеров. К ним я предъявляю самые высокие тре­бования. В частности, они должны стоять без подвязки, быть сба­лансированными по пропорциям, иметь устойчивую окраску...

А каких расцветок нам ожидать от ландшафтных флоксов?

Е. К. В серии «Вуаль» есть сиреневый сорт, серебристый... Флоксы дают колоссальную палитру, которую можно использовать для решения любых колористических задач – иногда очень тонких, иногда смелых, и даже авангардных. Возможно буквально все.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: